КИНО
Лекции семинары

17 сентября 2019 (вторник)

ВСТРЕЧИ
ВЫСТАВКИ
МУЗЫКА

на главную

Экскурсии  Походы
РАЗНОЕ

18.30 – «Чочара» (реж. Витторио Де Сика, 1960)

К юбилею Софи Лорен.

Возвращающая к истокам неореализма социально-психологическая драма об испытаниях, выпадающих на долю женщины из низов в пору фашистской оккупации и последующего освобождения страны войсками союзных держав. 

Удостоенная нескольких призов экранизация одноименного романа Альберто Моравиа режиссера Витторио Де Сика с участием Софи Лорен и других звезд мирового кинематографа.

Режиссер — Витторио Де Сика 
В ролях: Софи Лорен, Раф Валлоне, Жан-Поль Бельмондо, Элеонора Браун и другие
Производство компании Titanus (Италия), 1960 г.
Продолжительность фильма — 1 час 37 мин. 

Фильм демонстрируется на итальянском языке с русскими субтитрами.
Картину представит кинокритик Николай Пальцев.

Условия участия: бесплатно. Регистрация: https://libfl.ru/ru/event/chochara-rezh-vittorio-de-sika-1960

Где: ул. Николоямская, д. 1. Библиотека иностранной литературы, Большой зал.

Как добраться: метро «Таганская», «Китай-город».

 

20.40 – Нон-фикшн клуб: Раздача / Факел

Приходите 17 сентября в Факел на осеннее заседание «Нон-фикшн клуба», где мы покажем фильм «Раздача» Люка Корема.

Это история 62-летнего Ричарда Тернера, одного из самых известных карточных фокусников мира, который при этом является абсолютно слепым. Он посвятил своему заняти. 40 лет жизни и довел его до совершенства. Уникальность Тернера еще и в том, что он демонстрирует приемы карточных мошенников. Режиссер взял интервью у его сына, а также у самых известных фокусников, шулеров и специалистов по охране казино – все они в один голос признают его гениальность.
Перед показом состоится 40-минутное скайп-интервью с режиссером Люком Коремом.

Условия участия: бесплатно. Регистрация: https://set-kinoteatrov-moskino.timepad.ru/event/1059821/

Где: шоссе Энтузиастов, д. 15/16. Кинотеатр «Факел».

Как добраться: метро «Авиамоторная» (выход там один, при выходе по тоннелю прямо, не сворачивая).

14.00 – Международный фестиваль "Moscow Concert Fest". Концерт духовой музыки.

Выступление итальянских трубачей, студентов консерватории им. Беллини (Палермо, Сицилия). Музыканты начнут с классических произведений Георга Фридриха Генделя и Антонио Миллареса, а затем познакомят слушателей с широкой панорамой духовой музыки XX века.

В концерте участвуют исполнители:
Кармело Феде (профессор консерватории им. Беллини) – трубa
Антонио Фиоренца – трубa
Гаэтано Капицци – трубa
Санти Паризи – трубa
Эмануэле Беллокки – трубa
Росарио Дуранте  – трубa
Бьяджо Скифани – трубa
Сальваторе Яки – трубa
Кунегонда Де Чикко  – фортепиано

В программе:
Г. Ф. ГЕНДЕЛЬ "Торжественная Музыка" – исполняет ансамбль трубачей.
А. МИЛЛАРЕС "Фантазия для трубы" – солист Антонио Фиоренца 
О. БЁМЕ "Русский танец" –  солист Гаэтано Капицци
Ф. ТОМЕ. "Фантазия" – солист Санти Паризи.
C. БОЛЛИНГ. "Весперале"  – солист Эмануэле Беллокки.
А. ПАХМУТОВА. "Концерт"  – солист Росарио Дуранте
В. ПЕСКИН. "Концерт"  – солист Бьяджо Скифани
И. ПАУЭР. "Тромпетина"  – солист Сальваторе Яки
Д. МАРТИН "Парижская сюита"  –  солист Кармело Феде 
Л. АНДЕРСОН "Праздник горниста" – исполняет ансамбль трубачей в сопровождении фортепиано

Преподаватель – профессор Кармело Феде.

Условия участия: бесплатно. Регистрация: https://biblioteka-183-dante.timepad.ru/event/1052024/

Где: ул. Строителей, д. 8, корп. 2. Центральная библиотека № 174 им. Данте Алигьери.

Как добраться: метро «Университет».

 

19.00 – Концерт классической музыки из цикла "Музыкальная энциклопедия".

Выступают: Полина Назарчук (виолончель), Любовь Разумовская  (скрипка), Валентин Власов (скрипка), Семен Саломатников (труба), Яна Красненкова (гобой), Матвей Плеханов (труба), Глеб Плеханов (тромбон), Екатерина Плеханова (скрипка).
В программе: Бах, Лало, Роде, Венявский, Мартину, Беме, Сен-Санс, Вивальди, Арбан, Рахманинов, Ларссон и др.
Организатор - фонд развития искусства и и поддержки талантливой молодежи "Шаг на сцену".

Условия участия: вход свободный.

Где: Глазовский пер., д. 4, стр. 8. Центр чтения и творческого развития Библиотеки «Дом А.Ф. Лосева».

Как добраться: метро «Смоленская».

16.30 – Открытие фотовыставки "Планета Москва"

С 17 сентября в «Доме на Брестской» пройдёт выставка работ финалистов «Планета Москва». Задачами фотоконкурса являются отображение изменений в городе, а также информирование о реализуемых градостроительных проектах. В рамках открытия состоятся сразу несколько интересных событий. Кроме того, гостей мероприятия буду ждать приятные бонусы от партнеров фотовыставки онлайн-школы английского языка — Skyeng.

16:30 Викторина с призами от партнера выставки -Skyeng

17:00 Лекция "Москва и жанровая фотография" 

Спикер Никаноров Георгий (выпускник факультета журналистики МГУ, преподаватель ШЮЖ) расскажет о том, как Москва в разные годы становилась объектов интереса не только местных фотографов, но и творческих людей со всего мира. Эта лекция — попытка обобщить, как видят Москву фотографы со всего мира. 

17:30 Мастер-класс "Как снимать на улице и не бояться"

Стефания Пипченко (российский коммерческий фотограф, преподаватель. Закончила Академию коммуникаций «Wordshop", факультет «Режиссуры музыкального видео и короткого метра»; Лабораторию медиа-перформанса при ММОМА). Стефания расскажет про базовые приемы в уличной фотографии как в построении кадра, так и в коммуникации с людьми.

Условия участия: бесплатно. Регистрация: https://gbu-mosstroyinform-event.timepad.ru/event/1062330/

Где: 2-я Брестская ул., д. 6. Центр "Дом на Брестской".

Как добраться: метро «Маяковская».

 

18.30 – Стены рухнут. Музыканты - в поддержку узников московского лета.

Выступают: Рабфак, Отзвуки Му, Аркадий Коц, Всеволод Емелин, Дочь Монро и Кеннеди, Павел Фахртдинов, Юлия Теуникова.
Благотворительный аукцион, выступления родителей политзеков, журналистов, правозащитников.
Все лето полиция на улицах Москвы избивала и задерживала мирных граждан — за то, что они посмели выразить свое мнение. В результате пятеро за решеткой с серьезными сроками, восемь ждут приговоров. Так быть не должно. На проспект Сахарова вышло трое рэперов, чтобы выразить свой протест. Другие музыканты, мы уверены, тоже в ярости по поводу беспредела полиции и судов. Фестиваль «Стены рухнут!» - об этом. От каждого из нас зависит, будут невиновные люди сидеть годами в тюрьме или нет.

На концерте пройдет благотворительный аукцион.
Среди лотов - новая картина Артема Лоскутова, рисунки Виктора Пузо, раритетный альбом группы "Тараканы!" с автографом Дмитрия Спирина, настольная игра "вместо путина". Все это можно приобрести и тем самым помочь политзаключенным.

Условия участия: вход свободный.

Где: Земляной вал, д. 57, стр. 6. Сахаровский центр.

Как добраться: метро «Курская», «Чкаловская».

 

12.00 – Представляем Книгу памяти «Убиты в Калинине, захоронены в Медном».

17 сентября 2019 года, в 80-ю годовщину советского вторжения в Польшу, в Международном Мемориале состоится пресс-конференция, посвященная выходу Книги памяти «Убиты в Калинине, захоронены в Медном». 

Книга – результат многолетнего труда Польской программы «Мемориала» по восстановлению судеб польских военнопленных, расстрелянных по решению Политбюро ЦК ВКП(б) от 5 марта 1940 года. Предыдущая книга, вышедшая в 2015 году, – «Убиты в Катыни» – была посвящена судьбе польских офицеров – заключенных Козельского лагеря, расстрелянных под Смоленском. 

О захоронении в Медном стало известно только через 48 лет после обнаружения захоронения в Катыни, и информация о судьбе узников Осташковского лагеря НКВД впервые будет представлена на русском языке в такой полноте. 

В книге три тома, 2044 страницы, 6340 биографических справок, 2760 довоенных личных фотографий, десятки документов, поясняющих все обстоятельства расстрела военнопленных из Осташковского лагеря в калининской тюрьме и захоронения в Медном. Ряд важнейших документов ранее никогда не были опубликованы. Материалы, вошедшие в книгу, дают необходимые основания для поименной юридической реабилитации всех казненных.

В пресс-конференции примут участие:

Александр Гурьянов, «Мемориал» (ответственный составитель книги);

Игорь Корпусов, г. Тверь, автор и организатор экскурсий по местам памяти жертв политических репрессий в Твери и в Мемориальном комплексе «Медное»;

Алексей Памятных, «Мемориал», участник первой эксгумации в Медном;

Николай Сванидзе, Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека;

Анатолий Яблоков, глава следственной группы ГВП по расследованию катынского дела.

Также будут присутствовать:

Славомир Фронтчак и Себастиан Карват, Катынский музей, Варшава;

Мацей Вырва, Центр польско-российского диалога и согласия.

Условия участия: вход свободный.

Где: ул. Каретный ряд, д. 5/10. Зал общества «Мемориал».

Как добраться: метро «Чеховская», «Маяковская», «Цветной бульвар».

 

18.00 – Екатерина Вильмонт. Презентация новой книги "Свои погремушки".

17 сентября известная писательница, мастер современного женского романа Екатерина Николаевна Вильмонт встретится со своими читателями.
Поводом для встречи станет новая книга автора «Свои погремушки», которая вышла в издательстве АСТ в августе этого года.
«В каждой избушке свои погремушки» – гласит народная мудрость. Случайная встреча под дождем станет судьбоносной для главных героев Златы и Егора. И вскоре они вновь и вновь будут встречаться случайно и нет, ведь чувства так трудно подчинить разуму. И их прежние взгляды и ценности не пройдут проверку любовью… Брак Златы окажется не таким безоблачным, а решение Егора никогда больше не жениться – не таким твердым. Влюбленным придется пройти множество испытаний, столкнуться с множеством жизненных коллизий и разобраться в своих чувствах.
«Свои погремушки» – 41-й роман Екатерины Вильмонт. Суммарный тираж книг писателя превысил уже 25 млн экземпляров. Читатели ценят творчество Екатерины Николаевны за виртуозное умение автора сочетать головокружительную сюжетную интригу и легкость изложения, за реалистичность героев и тонкий юмор, с которым они относятся к самым неожиданным перипетиям в своей жизни.
Дождь не ослабевал. Засада! Он увидел, что по ступенькам взбегает женщина под большим голубым зонтом с розовыми цветами. Один рукав ее костюма все равно был мокрым. Женщина, заскочив под козырек здания, стряхнула воду с зонта и вдруг протянула его Егору.
— Возьмите!
— Спасибо огромное! — обрадовался Егор. — Но как же вы?
— Надеюсь, когда я буду уходить, дождь кончится, — ослепительно улыбнулась женщина.
— Дайте ваш телефон, я верну!
— Да не нужен он мне! Я его терпеть не могу, такой безвкусный! А дома у меня еще пять зонтов! Берите, берите! Я же вижу, вы нервничаете, спешите, наверное. В такую дождину никто вас не осудит за эти цветочки!
Она сунула зонт ему в руки и вбежала в здание. Раздумывать было некогда. Егор побежал к машине под стопроцентно дамским зонтиком, но едва он плюхнулся на сиденье, как дождь внезапно прекратился...

Условия участия: вход свободный.

Где: Б. Полянка, д. 28. Дом книги «Молодая гвардия».

Как добраться: метро «Полянка».

 

18.00 – Литературная гостиная Союза писателей XXI века.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СТИХОВ И ПРОЗЫ
Ведущие – Нина КРАСНОВА и Евгений СТЕПАНОВ

Условия участия: вход свободный.

Где: ул. Б. Никитская, д. 53. Центральный дом литераторов, Малый зал.

Как добраться: метро «Баррикадная».

 

19.00 – Круглый стол «Возможно ли “стихотворение года”?»

В 2019 году национальную премию «Поэт» сменила премия «Поэзия». В центре внимания оказывается уже не творческая практика в целом, а отдельный текст, «стихотворение года». Обсуждению возможности одного текста репрезентировать время посвящен круглый стол по итогам объявления лонг-листа Премии «Поэзия».

Члены жюри премии «Поэзия» — литературоведы и литературные критики поговорят о том, что делает сегодня отдельное поэтическое высказывание событием, «стихотворением года»? Каковы варианты этой событийности, если оценивать лонг-лист премии «Поэзия»? Литературное поле фрагментарно, и различия между разными практиками иногда очень глубоки. Можно ли говорить, что сегодня много не только поэтик, но и поэзий? По каким линиям можно провести их различия? Если рассуждать о поэзии в традиционных категориях «миссии», «назначения» или «оправдания», то как бы вы определили поэзию сегодня? Какие представления о поэзии сейчас совсем «не работают»? Какие направления поиска видятся интересными и важными? Можно ли интерпретировать их как «новые» и в каком смысле?

Участвуют:

Евгения Вежлян — куратор проектов Центра новейшей русской литературы Института филологии и истории РГГУ, поэт, литературный критик,

Александр Марков — профессор факультета истории искусства РГГУ,

Михаил Павловец – заместитель руководителя Департамента общей и прикладной филологии ВШЭ

Анна Голубкова – литературный критик

Модератор дискуссии -  Александр Житенев, профессор филологического факультета Воронежского университета, руководитель проекта РНФ «Поэт и поэзия в постисторическую эпоху».

Условия участия: бесплатно. Регистрация: https://kentavr.timepad.ru/event/1061187/

Где: ул. Чаянова, д. 15. РГГУ, книжная лавка «У Кентавра».

Как добраться: метро «Новослободская».

 

19.00 – Новые горизонты. Встреча #7

«Новые Горизонты» – самая фантастическая из литературных и самая литературная из фантастических премий – продолжает цикл встреч с читателями.
Финальная встреча будет посвящена роману в трёх книгах "Живые и взрослые" Сергея Кузнецова.
Вот, что написал - дихотомично и точно - о книге наш новый номинатор Галина Юзефович: Пространство в трилогии Сергея Ю. Кузнецова разделено на две противостоящие части: мир живых и мир мертвых, которые соседствуют не в метафизическом, а в самом обыденном – географическом смысле. Светлый и оптимистичный мир живых более всего похож на мир идеализированного позднесоветского детства; мир мертвых – это мир чистогана, наживы и соблазнов из советской же пропаганды, а смерть – переход из одного мира в другой - здесь семантически тождественна эмиграции. Умирая (даже в результате несчастного случая), человек фактически делает свой выбор: теперь для живых он чужак, враг, отщепенец, а члены его семьи – под подозрением. Внутри этого пространства можно было бы, в принципе, разместить любой сюжет – от хоррора до шпионского триллера, но Сергей Ю. Кузнецов делает выбор в пользу подросткового фэнтези. В результате «Живые и взрослые» — это одновременно и роман воспитания, и изысканная метафора преодоления смерти, и оригинальное переосмысление советского опыта и – не в последнюю очередь – бесхитростно захватывающая история о дружбе и взрослении.
Всех, кто хочет поговорить об этом, мы ждем 17 сентября, в Библиотеке имени Достоевского на Чистых Прудах.

Условия участия: вход свободный.

Где: Чистопрудный бульвар, д. 23. Библиотека № 8 им. Достоевского.

Как добраться: метро «Чистые пруды».

 

19.00 – Большое путешествие любви: эпохи и страны.

Екатерина Николаевна Шапинская – доктор философских наук, профессор, автор более 200 научных работ, в том числе ряда монографий, среди которых «Дискурс любви» (М., 1997), «Образ Другого в текстах культуры» (М., 2012), «Философия музыки в новом ключе» (М., 2017), «Массовая культура: теории и практики» (М., 2017). Многообразие интересов автора во многом обусловлено ее биографией. Она закончила Московский институт иностранных языков, 12 лет провела в Индии, где изучала индийский танец, получила степень магистра в Университете музыки и танца, постигала индийскую культуру и с успехом выступала на сцене.

После возвращения в Москву она работала в Филармонии, гастролировала со своей программой «В мире  индийской поэзии и танца», а спустя некоторое время защитила кандидатскую диссертацию по теме «Эстетические основы индийского танца». После этого она вновь обратилась к любимой с детства музыке, в особенности опере, переосмысливая знакомые и любимые произведения, как русские, так и зарубежные, пытаясь понять, что происходит с классическим наследием в эпоху массовой культуры.

Так она обратилась к теме массовой культуры и постмодернизма, которые стали предметом ряда работ. В докторской диссертации Екатерина Шапинская обратилась к теме любви, которая для нее является самой главной в жизни. Книгу «Лики любви» автор считает своеобразным итогом своей творческой жизни – в ней совмещены воспоминания, проникновение в суть великих историй любви и сопоставление их с личным опытом. Считая любовь величайшей ценностью в жизни человека, автор делится своими мыслями и эмоциями, обращаясь к читателю с желанием передать всю радость и боль этого чувства, которое вдохновляло писателей и поэтов, художников и композиторов разных стран и эпох на создание своих бессмертных произведений.

Условия участия: вход свободный.

Где: Страстной бул., д. 6, стр. 2. Библиотека им. Чехова.

Как добраться: метро «Чеховская».

 

19.00 – Тим Скоренко в Московском Доме Книги

17 сентября в Московском Доме Книги пройдет презентация книги Тима Скоренко «Изобретено в СССР: История изобретательской мысли с 1917 по 1991 год».

Тим Скоренко – журналист, популяризатор науки, финалист премии «Просветитель», автор книги «Изобретено в России. История русской изобретательской мысли от Петра I до Николая II».

О книге «Изобретено в СССР: История изобретательской мысли с 1917 по 1991 год»

Изобретательская мысль в Советском Союзе развивалась своеобразно. Ее поощряли в избранных областях – космической, военной, научной – и практически игнорировали в бытовой. Иначе говоря, мы совершали важнейшие прорывы в ракетостроении и фундаментальных исследованиях, но серьезно отставали во всем, что касалось повседневной жизни, от пылесосов до автомобилей. У этой книги две задачи. Первая – рассказать об изобретениях, сделанных нашими соотечественниками в советский период, максимально объективно, не приуменьшая и не преувеличивая их заслуг; вторая – показать изобретательство в СССР в контексте, объясняющем его особый путь. И да, конечно, – развеять многочисленные мифы, связанные с историей изобретательства.

Условия участия: вход свободный.                

Где: ул. Новый Арбат, д. 8. Московский дом книги.

Как добраться: метро «Арбатская».  

 

19.00 – Апология тела: мужское и женское в современной хореографии. Часть II.

Продолжаем знакомиться с творчеством хореографов, у которых взаимоотношения мужчины и женщины во всей их полноте становятся темой для глубокого художественного осмысления. Первая часть этого цикла посвящена балетмейстерам, чьи балеты уже вошли в золотой фонд хореографии и сегодня перенесены на лучшие сцены крупнейших музыкальных театров. Во второй части речь пойдет о балетах, созданных за последние пятнадцать лет, и о хореографах, творящих непосредственно в настоящее время.

На встрече участники посмотрят фрагменты из спектаклей молодых, но уже широко известных современных создателей искусства танца и обсудят:
— особенности стиля Охaдa Нaхaринa, Уэйнa Maкгрегорa, Эдварда Клюга, Сиди Лaрби Шеркayи, Maйклa Трейси, Мауро Бигонзетти, Кристaл Пaйт и Терезы де Кеерсмaкер;
— какие общие моменты в языке танца встречаются у этих хореографов;
— как их творчество связанно с мастерами, чьи спектакли были разобраны в первой части цикла;
— какую роль в их постановках играет световое оформление.

Как и в первой части цикла, особое внимание будет уделено музыке, звучащей в постановках этих хореографов и особенностям внешности танцовщиков, задействованных в их спектаклях. Встреча проводится в небольшой камерной группе, чтобы у каждого из присутствующих была возможность принять участие в обсуждении. Занятие адресовано всем желающим открыть для себя мир современной хореографии.

Ведущая встречи — Аня Островская, культуролог, автор прошедшего в ЗИЛе занятия «Женская красота в авторском кино: эстетика и символы».

Условия участия: бесплатно. Регистрация: http://zilcc.ru/afisha/7592.html

Где: Восточная ул., д. 4, стр. 1. Культурный центр ЗИЛ, Лекторий.

Как добраться: метро «Автозаводская».

 

20.00 – Романский и готический порталы. Структура и сюжеты

Цикл МИРОВАЯ КУЛЬТУРА. У нас в гостях искусствовед Анна Пожидаева.

Тема встречи: Романский и готический порталы. Структура, сюжеты, логика прочтения программы.

Условия участия: бесплатно. Регистрация: https://kulturnoedelo.timepad.ru/events/

Где: Газетный пер., д. 3, под. 14, эт. 3, конференц-зал. Интеллектуальный клуб "Культурное дело".

Как добраться: метро «Охотный ряд».

 

ТЕАТР

20.00 – Спектакль "Мой Пушкин".

Моноспектакль по одноименному очерку Марины Цветаевой.

Эта история о детстве великого поэта. Маленькой девочкой Марина Цветаева распознала в Пушкине равновеликого. Уже в три года она тайком читает его, спрятавшись в шкафу. Читает "прямо в грудь и прямо в мозг". Для маленькой Марины Пушкин не застывшая фигура прошлого, а живой "скалозубый и нагловзорый" современник.

"Пушкин был негр. У Пушкина были бакенбарды, у Пушкина были волосы вверх и губы наружу, и черные, с синими белками, как у щенка, глаза, — чёрные, вопреки явной светлоглазости его многочисленных портретов. (Раз негр — черные)".

Актриса — Анастасия Иванова

Режиссёр — Валерия Трунёва

Композитор — Святослав Оводов

Продолжительность спектакля — один час

Условия участия: бесплатно. Регистрация: https://svobodniy24.timepad.ru/event/1050426/

Где: Свободный просп., д. 24. Театральный центр «Свободный 24».

Как добраться: метро «Новогиреево».

 

20.00 – читка пьесы КСЕНИИ АДАМОВИЧ «АРКАИМ».

Что такое деменция? В нашей стране на этот вопрос мало кто может ответить. Когда бабушка вас не узнает — это деменция? Да. Но иногда и когда узнает — тоже. А когда вы забыли ключи? Нет. Почти точно нет. А сколько вам лет?
Деменция — это синдром, при котором происходит деградация памяти, мышления, поведения и способности выполнять ежедневные действия, — говорит гугл. Больной деменцией ничего и никого не помнит? Ну, да. Хотя нет, помнит. Но не всегда. И не так, как мы с вами.
В мире живут около 50 миллионов больных деменцией. В России правильный диагноз деменции ставится в менее, чем 5% случаев. Существует несколько видов болезни, один из наиболее известных — болезнь Альцгеймера. Но им страдают около половины пациентов. А остальные? Что с ними происходит?
Пьеса основана на вербатимах больных деменцией, их родственников, медицинских работников, и многомировой интерпретации квантовой механики Эверетта, и раскопках в Челябинской области.
Впервые Ксения Адамович представила свой проект на фестивале «Охота за реальностью»: «Я попросила поднять руки тех, у кого родственники, близкие, знакомые к старости резко изменились в поведении, стали, так сказать, «неадекватны». Руки поднял весь зал. То есть, тема затрагивает всех, но мы о ней не просто не говорим, мы даже не знаем, что это за слово такое — «деменция». Эта пьеса во многом родилась в ту минуту в зале».

Условия участия: бесплатно. Регистрация: http://teatrdoc.ru/news.php?nid=837&utm_source=mailer&utm_campaign=broadcast_1383&utm_medium=email

Где: ул. Казакова, д. 8, стр. 3. Театр.doc на площадке «8/3»
Как добраться: метро «Курская».

15.00 – Доклад-видеопрезентация профессора А.А. Кара-Мурзы «Итальянское путешествие Петра Чаадаева (1824-1825): новые исследования (к 225-летию философа)», 17 сентября 2019 г. 

 17 сентября 2019 г. состоится доклад-видеопрезентация профессора А.А. Кара-Мурзы. В докладе в жанре «философского краеведения» показывается, как итальянские впечатления и встречи П.Я. Чаадаева (прежде всего во Флоренции и Риме) повлияли на становление оригинальной историософии, изложенной в «Философических письмах».

Условия участия: вход свободный.

С собой иметь документ, удостоверяющий личность.

Где: ул. Гончарная, д. 12, стр. 1. Институт философии РАН, ауд. 416.

Как добраться: метро «Таганская» (кольцевая).

 

15.00 – Заседание междисциплинарного семинара «Социальная теория и проблемы цивилизационного развития России»

Научно-координационный совет по философским проблемам социальной теории совместно с Центром философских коммуникаций Института философии РАН проводит первое заседание междисциплинарного семинара «Социальная теория и проблемы цивилизационного развития России» (руководитель – д.филос.н., проф. Ю.М. Резник). Тема семинара: «Смена цивилизационной парадигмы: перспективы для России». С докладами выступят: Гринберг Руслан Семёнович, д.э.н., член-корр. РАН, научный руководитель Института экономики РАН (Москва). – «Смена цивилизационной парадигмы. Экономический аспект»; Ковалев Юрий Александрович, к.ф.н., сотрудник Института философии РАН (Москва). – «Глобальный проект как инструмент смены цивилизационной парадигмы»; Малинецкий Георгий Геннадьевич, д.физ.-мат.н., зав. отделом математического моделирования нелинейных процессов Института прикладной математики им. М.С. Келдыша РАН (Москва). – «Российская цивилизация: смыслы, ценности, будущее».

 Условия участия: вход свободный.

С собой иметь документ, удостоверяющий личность.

Где: ул. Гончарная, д. 12, стр. 1. Институт философии РАН, ауд. 313.

Как добраться: метро «Таганская» (кольцевая).

 

18.00 – Семинар «Русская философия и литература: пути взаимодействия» (ИМЛИ РАН)

Открытое заседание семинара «Русская философия и литература: пути взаимодействия» (ИМЛИ РАН).
«Демифологизация как философская задача? Контекст русской культуры».
Выступает  заведующий Международной лабораторией исследований русско-европейского диалога В. К. Кантор (НИУ – ВШЭ).
Презентация книги В.К. Кантора «Демифологизация русской культуры: Философические эссе» (М.: Российские пропилеи, 2019).

Условия участия: бесплатно. Вход по читательскому билету, записаться можно в библиотеке или на сайте: http://irbis.losev-library.ru/cgi-bin/webirbis/cgiirbis_64.exe?C21COM=F&P21DBN=LOSEV&I21DBN=IBIS_REC&Z21ID=00001

Где: ул. Арбат, д. 33. Библиотека «Дом Лосева».

Как добраться: метро «Смоленская».

 

19.00 – Презентация номера журнала "Социология власти. Траектории акторно-сетевой теории".

С момента своего появления акторно-сетевая теория воспринималась как попытка совершить революцию в социальных науках, т.к. обосновывала необходимость пересмотреть саму природу социальной реальности. Однако сегодня АСТ не только стала мейнстримом, но и успела наскучить. Тезис о действующих вещах звучит как отголосок вчерашнего дня, и социальные ученые все реже интересуются тем, что происходит в этой области исследований. Несмотря на это, АСТ не прекращала трансформироваться, и ее отголоски сегодня слышны не только в социологии, но и в философии, антропологии, исследованиях организаций и коммуникации. Какими путями путешествовала акторно-сетевая теория в работах основателей этого направления Б. Латура и Дж. Ло? Как эти новые разработки отразились в работах философов, антропологов и социологов? Что они могут нам дать для понимания общества, технологий и самой социальной теории? Эти и другие вопросы обсудят авторы «Социологии власти» и гости Шанинки.

Условия участия: бесплатно. Регистрация: https://msses.ru/about/news/4417/

Где: Газетный пер., д. 5, 5-ый этаж. Шанинка на Газетном, ауд. 511.

Как добраться: метро «Охотный ряд».

 

19.00 – Религия и невроз: может ли невроз быть препятствием для духовного роста.
Мы живем, входим в религию и/или приходим к Богу такие, какие мы есть, со всем своим бэкграундом – в том числе с травмами, неврозами, особенностями характера и мировосприятия, привычками и сценариями, установками и ожиданиями.
Приходя к вере, мы приносим всё это с собой – религиозность рискует стать еще одной удобной формой для разворачивания невроза.
И тогда можно встретить, например, скрытую агрессию и обесценивание под видом благочестия, использование и манипуляции в контексте послушания, насилие и унижения для смирения, терпение и несение креста как отказ от свободы. Долгие посты и службы, вычитывание и выстаивание, перемежающиеся поеданием себя и друг друга с ненавистью ко всем инаковым. Формализм и неосознанность, грехоцентризм и беспросветность страдания – мир во зле и безжизненность верующих.
Как и почему психологические проблемы могут лишь усугубляться в связи с вхождением в церковную жизнь?
Как неосознанность и травмы влияют на духовную жизнь?
Как развивается невротическая религиозность и что может быть вместо нее?
На путях от неврозов к Богу во встрече с Мариной Филоник.
Марина Филоник – психолог; сертифицированный психотерапевт, преподаватель, супервизор и член-соучредитель Ассоциации Понимающей психотерапии;
супервизор и лектор службы психологической помощи храма Космы и Дамиана в Шубине. Руководитель образовательного проекта «Психология для Церкви».

Условия участия: вход свободный.

Где: ул. Покровка, д. 27, стр. 1. Культурный центр «Покровские ворота».

Как добраться: метро «Чистые пруды», «Китай-город».

 

19.00 – Истоки антиискусства: творческая деятельность начала XX века.

К искусству ХХ века добавляется приставка «анти-»: оно непонятно, провокационно, скандально, вызывает много вопросов и критики. Стоит ли в принципе оценивать эту творческую деятельность как искусство, или же она представляет собой нечто новое? Можно ли разделять современное искусство на «настоящее» и «анти-»?

Цикл лекций «Как антиискусство становится искусством» посвящён новаторским идеям и концепциям, которые пронизывают творческую жизнь того времени. Феномен антиискусства рассматривается не хронологически, но в привязке к различным тематическим проявлениям. Задача предстоящих лекций — выделить это обширное художественное движение среди других творческих практик, а также определить его место в современной истории искусств.

Первая лекция — отправная точка в понимании не только феномена антиискусства, но и искусства XX века в целом. Мы разберёмся во множестве «-измов», которые возникли на рубеже эпох.

Какие творческие движения являются проявлением антиискусства? Какие новые художественные практики появились?

На лекции мы поговорим:

о манифестах футуристов,

о театральных представлениях дадаистов,

о перформансах сюрреалистов — первых попытках творческой интеллигенции уйти от привычных форм искусства.

Лекция Анастасии Чекрыжовой, преподавателя, координатора образовательных проектов в сфере современного искусства, бакалавра философского факультета МГУ и магистранта факультета свободных искусств и наук СПбГУ.

Мероприятие пройдёт в рамках молодёжного проекта «Арена».

Условия участия: вход свободный.

Где: ул. Б. Черкизовская, д. 4, корп. 1. Библиотека для молодежи, Зал визуальных искусств.

Как добраться: метро «Преображенская площадь».

 

19.00 – Зона насилия: как в России не расследуют пытки в тюрьмах.

В конце сентября Комитет министров Совета Европы будет рассматривать проблему пыток в российских колониях. Это означает, что  российские власти фактически впервые должны будут отчитываться о том, что было сделано в стране, чтобы обеспечить надлежащее расследование всех сообщений о пытках, а также о том, как устроен государственный механизм контроля и предупреждения пыток и насилия в российских тюрьмах.

В центре обсуждения Комитета министров — постановление Европейского суда по делу «Бунтов против России», в котором ЕСПЧ признал нарушение запрета пыток и отсутствие эффективного расследования. В 2010 году Виталий Бунтов был избит в камере ШИЗО, ему вырвали все ногти, а затем заставили отмывать пол от собственной крови. Расследование в России не обнаружило в произошедшем преступления. Интересы Бунтова в ЕСПЧ представляет Центр содействия международной защите.

В 2018 году фонд «Общественный вердикт» и Новая газета опубликовали видео пыток Евгения Макарова, снятое на портативный видеорегистратор сотрудника колонии в 2017 году. На этом видео 18 тюремщиков методично отбивают дубинками ноги Макарова. Всего было нанесено 865 ударов. Только после публикации видео было возбуждено уголовное дело, до этого следствие ограничивалось формальными проверками, не реагировало на сообщения о преступлении от фонда «Общественный вердикт», не проводило расследования.

Между делом Бунтова и Макарова – 7 лет, но проблема пыток и неэффективного расследования сохраняются неизменными.

Планы российских властей по исправлению ситуации представлены официальном отчете, который был направлен в Комитет министров https://is.gd/HQ3pWJ. Несмотря на то, что этот документ и есть официальная оценка проблемы пыток в российских колониях, его текст существует только на английском языке, он опубликован только в базе документов Совета Европы и в России широко не распространяется. 

На встрече в Сахаровском центре 17 сентября мы постараемся разобраться, что и как делать с проблемой пыток в колониях.

 Участники:

 Асмик Новикова (фонд «Общественный вердикт»)

Наталья Таубина (фонд «Общественный вердикт»)

Каринна Москаленко (Центр содействия международной защите)

Вера Гончарова (адвокат, Центр содействия международной защите)

Ирина Бунтова (супруга Виталия Бунтова)

Модератор дискуссии - адвокат Мария Эйсмонт.

Условия участия: вход свободный.

Где: Земляной вал, д. 57, стр. 6. Сахаровский центр.

Как добраться: метро «Курская», «Чкаловская».

 

19.00 – доклад Дмитрия Рогозина на тему «Язык бедности».

Доклад известного социолога предлагает на время уйти от жанра экспертного языка и прислушаться к жанру повседневной прямой речи от первого лица.

«С апреля по август в этом году мы проводили исследование бедности в Ульяновской области. Опросили 2200 человек. Анкету и способы отбора формировали в логике чиновника. Поэтому бедным для нас был получатель социальных выплат и льгот, с низким доходом, проживающий в многодетной семье, часто не работающий, по тем или иным причинам во многом себе отказывающий. Приходили и спрашивали. Человек что-то отвечал, путался, забывал, часто его ответы не укладывались в анкету. Тогда неловкость замещалась улыбкой, протокольная фраза — долгим рассказом о жизни. «Пока справки собирали, дети выросли». «Работу у нас можно найти. Но зарплаты такие, куры в припадке». «В такой стране живем, при таком свете, сидишь и думаешь, кто бы его выключил, чтобы уснуть и не проснуться». Что есть бедность? Как бедность воспроизводится в разговорах? Где разрывается понимание, нависает гнетущая пауза? Наивно, конечно, от количественного опроса ждать смысловых откровений. Но попробуем недолго побыть наивными. Обсудим смысл бедности в перспективе сбоев и ошибок стандартизации».

Докладчик: Дмитрий Рогозин, заведующий лабораторией методологии социальных исследований ИСАП РАНХиГС

Дискутанты: Александра Архипова (МВСШСЭН, РАНХиГС), Карина Пипия (Левада Центр).

Условия участия: бесплатно. Регистрация: https://msses.ru/about/news/4415/

Где: Газетный пер., д. 5, 5-ый этаж. Шанинка на Газетном, Библиотека.

Как добраться: метро «Охотный ряд».

 

19.00 – Время в космологии.

Что такое время? Идёт ли оно всё время в одну сторону? Почему время имеет направление, есть ли у него начало и конец? Попытки ответить на эти и другие вопросы неизбежно приводят к проблеме фундаментального устройства пространства и времени, происхождения Вселенной, а значит, и к загадкам квантовой космологии.

В ходе лекции мы обсудим различные понятия времени в физике: в термодинамике, теории относительности, квантовой механике. Узнаем, как их применяют в космологии и что могут сказать о времени теории происхождения и смерти Вселенной.

Лекцию проведёт Олоф Забродин, магистр астрофизики и космологии, выпускник Римского государственного университета «Тор Вергата».

Условия участия: вход свободный.

Где: ул. Б. Черкизовская, д. 4, корп. 1. Библиотека для молодежи, Малый зал.

Как добраться: метро «Преображенская площадь».

 

19.00 – «Танец будущего Айседоры Дункан: философия и практика». Лекция Елены Юшковой.

«Я верю в религию красоты человеческой ноги», — заявила Айседора Дункан в 1903 году, буквально открыв новую страницу в истории танца. Ее эпатирующее заявление из манифеста «Танец будущего» было опубликовано в Германии на английском и немецком языках, но ему предшествовал период напряженного поиска собственного пути и довольно безуспешные попытки юной танцовщицы вписаться в существовавшие на рубеже веков танцевальные рамки.

Основное требование Дункан — радикально пересмотреть взгляды на танец, признать его «высоким» видом искусства, использовать симфоническую и оперную музыку, выражать с помощью танца духовные импульсы. Идеалом Дункан становится танцовщица (или танцовщик) будущего — новый гармоничный человек, живущий в согласии с природой, со своей душой и космосом. Прекрасные движения этого нового человека должны выражать порывы души и соответствовать формам его тела. Танец, как считала Дункан, — это не упражнения и пируэты, это экзальтация жизни, теопрактика, это альтернативное слову средство для генерации религиозных идей. Именно в танце, по ее мнению, человек способен выражать свои высочайшие идеалы и процесс собственного становления как самопреодоления. Танец для Дункан — это утверждение жизни, здоровья, чувственности, выражение жизненного порыва.

Лектор — Елена Юшкова, кандидат искусствоведения, исследователь российского пластического театра и творчества Айседоры Дункан, автор двух монографий: «Айседора Дункан и вокруг: новые исследования и материалы» (2019), «Пластика преодоления» (2009, 2016), стипендиат программы Фулбрайта. Только что вышедшая монография Елены Юшковой об Айседоре Дункан, первая на русском языке, представляет новые материалы, собранные автором в многочисленных архивах, а также ее наблюдения за сохранением свободного танца в разных странах, в частности, в России и США.

Мероприятие пройдет в рамках лектория «В ритме Айседоры».

Условия участия: бесплатно. Регистрация: http://nekrasovka.ru/afisha/17-09-2019/1786

Где: ул. Старая Басманная, д. 15. Сад им. Баумана.

Как добраться: метро «Красные ворота».

 

19.00 – Конференция "Освободительный поход РККА и роль коммунистов в победе над фашизмом в годы Второй мировой войны" День 1.

Известные историки, публицисты и обществоведы затронут наиболее спорные и острые вопросы роли коммунистов в победе над фашизмом. Причины и следствия, истоки и факторы, пути и возможности наполнят доклады и обсуждения конференции.

Клуб левых историков и обществоведов (КЛИО) приглашает вас принять участие в конференции "Освободительный поход РККА и роль коммунистов в победе над фашизмом в годы второй мировой войны".

Общество перенасыщено идеями пересмотра итогов второй мировой и роли коммунизма как идеологической основы победы. Чья основная роль в победе? Зависела ли победа от системы и партии? Какова роль коммунистов Западной Украины, Белоруссии, Прибалтики и Молдовы? Отличается ли поведение современной политической элиты от поведения партийной номенклатуры? Где были дети парт номенклатуры во время военных действий? Какова роль Сталина в победе?  Все эти вопросы будут рассмотрены в ходе двухдневной (17 и 19 сентября) конференции КЛИО.

Условия участия: бесплатно. Регистрация: https://klio.timepad.ru/event/1063607/

Где: Б. Факельный пер., д. 3, стр. 2. Библиотека им. В.О. Ключевского.

Как добраться: метро «Марксистская».

 

19.15 – Человек и его внутренняя природа

Лекция познакомит со взглядом философских учений Востока и Запада на человека.

Древние греки, римляне, иудеи полагали, что человек имеет тело, душу и дух. Христианская традиция говорит о существовании души и тела. Египетская традиция и традиции Древней Индии серьезно размышляют о семеричном строении человека и вселенной.

На лекции нам важно разобраться не столько в разных взглядах на человека, а в самой задаче человека. В том, что восходит к смыслу и красоте существования.

В совместных размышлениях мы уйдем от теоретичности вопроса «в чем смысл жизни?» к практическим ответам, которые можно применять повседневно.

Лекция «Человек и его внутренняя природа» также представляет«Философия для жизни. От теории к практике» и является бесплатной.

Условия участия: бесплатно. Регистрация: http://www.newacropol.ru/activity/lektory/lekcii-v-Moskve/filosofiya/?id=2605&date_ti=20190917

Где: 1-й Волконский пер., д. 11. стр. 2. Культурный центр «Новый Акрополь».

Как добраться: метро «Цветной бульвар».

 

19.15 – Эмоциональный интеллект: как управлять своим состоянием?

В чем проблема эмоций современного человека? Почему их то слишком много, и мы смотрим всё более страшные фильмы и занимаемся всё более экстремальными видами спорта, то слишком мало – и мы не умеем сопереживать другому и откликаться на его боль? Почему мы не можем распознать ни свои эмоции, ни чужие и как это влияет на общение другими людьми? Бывает ли, что нам сложно справиться с накатившимися эмоциями, возразить или высказать мысль, которая нас волнует?

На лекции речь пойдет о том, зачем нам эмоции, какие они бывают, как их распознавать и, самое главное, как сделать так, чтобы мы управляли состоянием, которое они вызывают. Несколько несложных упражнений помогут слушателям приобрести собственные навыки в работе с эмоциями.

О лекторе Варвара Куделина Преподаватель Культурного центра 'Новый Акрополь'

Условия участия: бесплатно. Регистрация: http://www.newacropol.ru/activity/lektory/lekcii-v-Moskve/?id=8000&date_ti=20190917

Где: Б. Сухаревский пер., д. 16. Культурный центр «Новый Акрополь» на Сретенке.

Как добраться: метро «Сухаревская».

 

20.00 – ДИЛЬШАТ ХАРМАН. УВИДЕТЬ В СЕЛЕДКЕ СЕЛЕДКУ: МАТЕРИАЛЬНАЯ СТОРОНА ГОЛЛАНДСКОЙ ЖИВОПИСИ XVII ВЕКА.

Мы все знаем, что голландские натюрморты и жанровые сценки зачастую нельзя понимать буквально. Стоит только присмотреться, и найдешь скрытый смысл в каждом невинном букете и веселой компании, и искусствоведы спорят только о том, насколько внимательно надо присматриваться. Но хорошо ли мы понимаем и буквальный смысл? Прежде чем погружаться в глубины символизма, предлагаю разобраться, какая реальность стоит за "завтраками" и "пирушками" великих и малых голландцев. В своей лекции я сосредоточусь на материальной стороне голландской живописи золотого века, и так как эта тема тоже необъятна, сосредоточусь на самом приятном - еде.
О лекторе: Дильшат Харман - кандидат искусствоведения, специалист по западноевропейскому искусству, автор книги «Страдающее Средневековье: парадоксы христианской иконографии» (совместно с С.Зотовым и М.Майзульсом)
Приходите, если вы хотите узнать:
- что за сорта сыра изобразила Клара Петерс, и почему на них водружена тарелка с маслом?
- почему на натюрморте Яна Янса Ван де Велде такой странный бокал?
- что курит веселый парень с портрета Франса Халса?
- почему у Герарда Терборха молодой человек готовит даме именно лимонад?
- из чего приготовлены сладости у Осиаса Берта?
- что Виллем Клас Хеда спрятал в кульке, небрежно сделанном из листа альманаха?
Будет много живописных деталей и прекрасных подробностей!

Условия участия: бесплатно. Регистрация по SМS: +7 926 699 3326; +7 926 539-18-81.
Где: ул. Спиридоновка, д. 9/2 (вход со двора). Галерея «Открытый клуб».

Как добраться: метро «Баррикадная», «Пушкинская».

 

Информации пока нет

Информации пока нет

ДЕТЯМ И О ДЕТЯХ

17.00 – Читаем с собачкой Асей.

Эта маленькая безобидная собачка очень любит, когда ей читают детские книги. Она внимательно слушает, как читают ребята и не делает замечаний. 
В сентябре мы будем читать самые интересные книги из коллекции Детского читального зала. А поскольку многие из наших читателей идут в школу, мы будем читать два раза в день: 
— ‪с 13:30 до 14:30 
— с 17:00 до 18:00. 
Выбирайте удобное для вас время и регистрируйтесь. 
Каждого, кто прочитает больше трех книг, ждет сюрприз.

Условия участия: бесплатно. Регистрация: https://libfl.ru/ru/event/chitaem-s-sobachkoy-asey-4

Где: ул. Николоямская, д. 1. Библиотека иностранной литературы, Детский зал.

Как добраться: метро «Таганская», «Китай-город».

 

17.00 – Кто такой Человеткин? Творческая мастерская Ани Стёпиной.

Кто такой Человеткин? Это ветка или человек? Одним весенним днём он отправился на пробежку, но — увы! — попался на зубок собаке, которая приняла его за обыкновенную палку. На нашем занятии вы не только познакомитесь с героем книги и мультфильма и узнаете обо всех его приключениях, но и сами создадите своих Человетчиков.

В творческой мастерской для самых маленьких любителей чтения ребята мастерят по мотивам любимых литературных произведений разнообразные поделки из цветной бумаги, картона, пластилина с помощью цветных карандашей, красок и природных материалов. К каждой встрече библиотекари готовят подборку книг, в которой читатели любого возраста смогут найти что-то интересное для себя.

Условия участия: бесплатно. Регистрация: http://zilcc.ru/afisha/7233.html

Где: Восточная ул., д. 4, стр. 1. Культурный центр ЗИЛ, детская библиотека.

Как добраться: метро «Автозаводская».