КИНО
Лекции семинары

4 октября 2019 (пятница)

ВСТРЕЧИ
ВЫСТАВКИ
МУЗЫКА

на главную

Экскурсии  Походы
РАЗНОЕ

19.00 – Показ фильма «Горячая лепешка» (Узбекистан)

Показ фильма «Горячая лепешка» (Узбекистан) и встреча с режиссером Умидом Хамдамовым.
4 октября в 19 часов ждем вас в «Доме Ферганы» на показ фильма-победителя 28-го открытого российского кинофестиваля «Киношок» «Горячая лепешка». Помимо главного приза, этот фильм отмечен на «Киношоке» призами за лучшую музыку (композитор - Таир Кузиев) и лучшую женскую роль (Ферузе Саидовой). «Горячая лепешка» представлена Узбекистаном на соискание премии «Оскар» в разделе «Лучший фильм на иностранном языке».
Главная героиня фильма - девочка-подросток Зульфия. Из-за того, что ее мать вынуждена много работать, девочка живет в кишлаке у деспотичной бабушки. Окружающая ее действительность таит слишком много вопросов. Почему мать не спешит забрать ее к себе? Почему не шлет вестей дядя, уехавший на заработки в Россию? Зульфия отважно пытается докопаться до истины, из-за чего становится для близких и сельчан «белой вороной».
Картину представит автор - режиссер Умид Хамдамов.
«Горячая лепешка»
Узбекистан, 2018
87 мин.
Автор сценария и режиссер: Умид Хамдамов
Оператор: Джахангир Ибрагимов
Композитор: Таир Кузиев
Художник-постановщик: Алишер Умурзаков
В ролях: Зарина Эргашова, Феруза Саидова, Минаввара Абдуллаева
Производство: к/ст «Узбекфильм» по заказу Национального агентства «Узбеккино»
Условия участия: вход свободный.

Где: Сретенский пер., д. 4 (во двор, затем в арку справа).  Культурно-просветительский центр «Дом Ферганы».

Как добраться: метро «Тургеневская», «Сретенские ворота».

 

.00 – Презентация нового сборника Р. Пашиняна "Постфактум" и показ фильма

4 октября в Культурном центре Посольства Армении в России состоится встреча с журналистом, писателем, режиссером Рубеном Пашиняном, в рамках которой будет представлен новый сборник – электронная книга «Постфактум», проект «блокада.ам», а также показан фильм «Сынок, а где Евфрат?».

«ПОСТФАКТУМ» В первой части сборника представлены миниатюры и рассказы Рубена Пашиняна, а во второй – его же беседы с известными деятелями культуры России и Армении, которых, увы, уже нет с нами: Владимир Зельдин, Станислав Говорухин, Иосиф Кобзон, Евгений Гинзбург, Георгий Данелия, Альберт Филозов, Владимир Мсрян, Георгий Амирагян, Азат Гаспарян, Карен Джангирян, Давид Беджанян, Степан Шакарян, Александр Григорян, Сос Саркисян, Ара Шираз, Ерванд Казанчян и Марк Сагателян.

«БЛОКАДА.АМ» Проекта «блокада.ам» представляет собой сборник рассказов и воспоминаний о блокаде Армении 90-х. Своими воспоминаниями делятся люди, пережившие те сложные годы, и руководители культурных очагов, продолжавших несмотря ни на что работать в блокадном Ереване. Инициатором сборника стал известный российский писатель Е. А. Попов. В сборник вошли рассказы таких писателей, как Ашот Газазян, Гоар Рштуни, Рубен Пашинян, Ованес Азнаурян, Дмитрий Писаренко, Нелли Мадатян, Сусанна Арутюнян, Айк Мелконян, Давид Хачиян и др. Представлены воспоминания известных деятелей культуры – художника Рубена Арутчьяна, актрисы театра им. Параджанова Луизы Габбе, телеведущего Карена Кочаряна, худрука Ереванского кукольного театра Рубена Бабаяна, худрука Ереванского театра им. Станиславского Александра Григоряна, худрука Ереванского камерного театра Ара Ернджакяна, худрука Эстрадно-симфонического оркестра общественного радио и телевидения Ерванда Ерзнкяна, директора музея Параджанова Завена Саркисяна.

Условия участия: бесплатно. Регистрация: armcultcenter@yandex.ru

Где: Армянский пер., д. 2. Посольство Армении в России, Культурный центр.

Как добраться: метро «Лубянка», Китай-город».

14.30 – «Как молоды мы были». Концерт

Мероприятие познакомит гостей с историей появления и традициях Международного дня пожилых людей, напомнит каждому о том, что старшим нужно помогать и уважать их. Для посетителей состоится концерт творческого коллектива «Романтика романса» ТЦСО «Ярославский» филиал «Ростокино», в программе которого прозвучат стихотворения, посвящённые роли старшего поколения в обществе, а также душевные, любимые всеми песни и романсы.

Посетителям представят книжно-иллюстративную выставку, ориентированную на людей старшего возраста: книги по питанию, образу жизни для пожилых людей, подборка изданий о здоровье. В этот день библиотекари и активные читатели выразят пожилым слова признательности за многолетний добросовестный труд, за их мудрость и сердечность.

Условия участия: вход свободный.

Где: ул. Бориса Галушкина, д. 19, корп. 1. Библиотека.
Как добраться: метро «ВДНХ».

 

18.00 – Концерт камерной музыки

К 100-летию Национального оркестра русских народных инструментов им. Н.П.Осипова.
Выступают: Евгений Волчков (домра), Наталия Кондрацкая (фортепиано). 
В программе: С.Рахманинов, Г.Свиридов, Н.Будашкин, Г.Шендерев, А.Цыганков.

Условия участия: бесплатно. Вход по читательскому билету, записаться можно в библиотеке или на сайте: http://irbis.losev-library.ru/cgi-bin/webirbis/cgiirbis_64.exe?C21COM=F&P21DBN=LOSEV&I21DBN=IBIS_REC&Z21ID=00001

Где: ул. Арбат, д. 33. Библиотека «Дом Лосева».

Как добраться: метро «Смоленская».

 

18.30 – В ритме Бразилии

Ибероамериканский культурный центр приглашает вас на концерт певицы из Сан-Пауло Кристины Лонго. Путешествуя по разным странам, она знакомит их с культурой своей родины через музыку. Этой осенью она снова будет в Москве и с радостью готова выступить с программой перед российскими зрителями!

Для вас прозвучат мелодии в городском и народном стилях, от плавных мотивов босса-новы и джаза до пульсирующих ритмов xote («шотэ») и carimbó («каримбо»). Звонкие голоса бразильских музыкантов сольются воедино с яркими звуками гитары, флейты и традиционного бразильского инструмента — «кавакинью». 

Условия участия: бесплатно. Регистрация: https://libfl.ru/ru/event/koncert-v-ritme-brazilii-3

Где: ул. Николоямская, д. 1. Библиотека иностранной литературы.

Как добраться: метро «Таганская», «Китай-город».

Информации пока нет

18.00 – Встреча с Ириной Чайковской, писателем, литературоведом, главным редактором русскоязычного американского журнала на русском языке «Чайка»

На встрече будут представлены новые книги Ирины Чайковской, вышедшие в 2019 году:

1. «Такой разный Тургенев» (Академический проект, М., 2019)
2. «Классика ХХ-ХХI вв. От Булгакова до Водолазкина» (Академический проект, М., 2019)
3. «Путешествие с Панаевой» (Алетейя, С-П., 2019).

Ирина Чайковская расскажет о своей работе над электронным журналом «Чайка» (www.chayka.org) и бумажными альманахами «Чайка», выпускаемыми раз в полгода (https://www.chayka.org/almanacs).

Условия участия: вход свободный.

Где: Бобров пер., д. 6, стр. 1, этаж 2. Библиотека им. И.С. Тургенева.

Как добраться: метро «Тургеневская».

 

18.00 – Ночь чешской литературы

Встреча-дискуссия с Сергеем Скорвидом и Анной Агаповой — переводчиками современной чешской литературы на русский язык. Они перевели и представят книги чешских писателей: «Во тьму» Анны Болавой и «Мастерская дьявола» Яхима Топола. Встреча пройдёт в рамках Фестиваля чешской культуры.

«Во тьму» («Do tmy»), дебютный роман чешской писательницы и поэтессы Анны Болавой (Anna Bolavá), написанный в 2015 году, сразу был замечен как читателями, так и критиками: он получил престижную чешскую литературную премию Magnesia Litera. Жюри отметило, что Болава предстаёт здесь как «замечательный стилист, способный удержать темп повествования и читательское внимание».

Анна Агапова — переводчик, преподаватель чешского языка, автор канала «Слишком шумное одиночество» в Телеграме, Инстаграме и Яндекс-Дзене, посвящённого чешской литературе в России. По её словам, в русской версии романа сохранен авторский стиль — сочетание метафор и поэтических образов с разговорными и грубо-просторечными выражениями. «В чешском тексте встречаются загадочные, непривычные обороты, в переводе они тоже были воспроизведены. Речи героини Анны Бартаковой свойственно преувеличение и гротеск, и эти черты по возможности были сохранены в русском тексте романа», — сказала Агапова. «Многие неясности в книге связаны с тем, что это аутичное повествование, которое не подразумевает собеседника. Анна Бартакова как бы говорит сама с собой, и читателю приходится самостоятельно выстраивать хронологию событий, искать взаимосвязи, которые не всегда заметны при первом чтении», — отметила переводчица.

«Мастерская дьявола» Яхима Топола — гротескная фантасмагория, черный юмор на грани возможного. Жители чешского Терезина, где во время Второй мировой войны находился нацистский концлагерь, превращают его в музей Холокоста, чтобы сохранить память о замученных здесь людях и возродить свой заброшенный город. Однако благородная идея незаметно оборачивается многомиллионным бизнесом, в котором нет места этическим нормам. Где же грань между памятью о преступлениях против человечности и созданием бренда на костях жертв?

Чешский писатель Яхим Топол (р. 1962) — признанный классик современной европейской литературы. В молодости Топол был ключевой фигурой чешского культурного андеграунда. Из произведений, созданных писателем за последние 25 лет и снискавших ему заслуженную славу, «Мастерская дьявола» (2009) — самый известный его роман. Изданный на 20 языках, теперь он переведен и на русский.

Сергей Скорвид — переводчик и российский лингвист. С 1993 года по настоящее время работает в должности доцента на кафедре славянской филологии МГУ. Главные направления научной, педагогической и творческой деятельности: сравнительная грамматика славянских языков; чешский и другие западнославянские языки в их истории и современном состоянии (в том числе в свете проблем ареальных контактов западнославянских языков с немецким); перевод. По этим предметам читает общие и специальные лекционные курсы и ведет практические занятия, в частности, семинар «Стилистика современного чешского языка и перевод». Начиная с 1980 года сотрудничает с издательством «Художественная литература», позже с издательствами: «Планета», «Амфора», «МИК». Сотрудничает с журналами «Иностранная литература», «Меценат и Мир» в качестве переводчика художественных произведений с чешского, словацкого, польского и других языков. С 2004 года член Творческого союза «Мастера литературного перевода». Переводчик произведений Либора Коваля, Богумила Грабара, Яна Амоса Коменского, Яна Скацела, Милоша Урбана, Людвика Вацулика, Петра Борковца и других авторов.

Условия участия: вход свободный.

Где: ул. Воздвиженка, д. 3/5. Российская Государственная Библиотека, конференц-зал.

Как добраться: метро «Библиотека им. Ленина».

 

19.00 – Презентация книги Татьяны Полетаевой «Белая тетрадь»

Татьяна Полетаева — поэт, прозаик. Родилась в Москве. Окончила Ленинградский государственный институт культуры им. Н. К. Крупской. Автор книг стихов «Наука любви» (1995), «Наши дни и наши имена» (2009), «Под крылом у Бога» (2014), «Зеркало» (2015) «Белая тетрадь» (2019) и детских книг: «Город городов» (2005), «Волшебные зеркала» (2009), «Четыре короля» (2016). Стихи публиковались в журналах «Знамя», «Новый мир».

В книгу «Белая тетрадь» (М.: ОГИ, 2019) вошли избранные стихотворения и баллады.

Ведущие: Данил Файзов и Юрий Цветков

Условия участия: вход свободный.

Где: просп. Мира, д. 30. Музей «Cеребряного века» (Дом В.Я. Брюсова).

Как добраться: метро «Проспект Мира».

 

19.00 – Александр Цыпкин в Московском Доме Книги

4 октября в Московском Доме книги пройдет презентация новой книги Александра Цыпкина «Девочка, которая всегда смеялась последней».

Новые лирическо-хулиганские рассказы. От автора проекта «БеспринцЫпные Чтения».

Александр Цыпкин – автор бестселлеров "Дом до свиданий", "Женщины непреклонного возраста", общим тиражом более 200 000 экземпляров.

Его рассказы по всему миру со сцены читают: Сергей Бурунов, Максим Виторган, Сергей Гармаш, Михаил Горевой, Ингеборга Дапкунайте, Виктория Исакова, Данила Козловский, Ольга Литвинова, Максим Матвеев, Анна Михалкова, Ксения Раппопорт, Пётр Семак, Евгений Стычкин, Ольга Сутулова, Виктория Толстоганова, Павел Табаков, Полина Толстун, Николай Фоменко, Константин Хабенский, Юлия Хлынина, Дмитрий Чеботарёв, Сергей Шнуров, Катерина Шпица и многие другие. Наконец-то можно не только услышать, но и прочитать уже ставшие знаменитыми рассказы "Снег", "Мадо", "Не скажу" и новые истории Александра Цыпкина.

Условия участия: вход свободный.                

Где: ул. Новый Арбат, д. 8. Московский дом книги.

Как добраться: метро «Арбатская».  

 

19.00 – Встреча «Время Есенина».

Библиотека № 33 им. Д.А.Фурманова и центр «Благосфера» открывают цикл встреч, посвященных знаковым российским поэтам. Первая встреча приурочена к дню рождения гения, красавца, «московского хулигана» Сергея Есенина.

Есенин стал легендой еще при жизни. Его романы с яркими и знаменитыми женщинами обсуждала московская и ленинградская богема, его стихами зачитывалась молодёжь, а его трагическая гибель породила множество слухов и мифов.

Поэзия Есенина была «в тренде» во все времена. На нашем вечере мы расскажем о жизни и времени творчества поэта, версиях его гибели и почитаем его стихи.

В вечере примут участие:

ИРИНА МАМОНТОВА, литературовед, автор экскурсии «Москва Есенина». Расскажет о времени, когда Есенин жил и работал, о его окружении и творчестве.

МАРИНА СОЛОВЬЕВА, сотрудник библиотеки им. Фурманова, писательница, автор нескольких книг стихов и прозы и ряда литературоведческих статей. Поделится со слушателями последними архивными изысканиями современных филологов.

Мы услышим известные и неизвестные версии гибели поэта.

Стихи Есенина прочитает ВИКТОР ТРАЙБЕР, участник литературной студии при библиотеке им. Д.А.Фурманова.

Участники встречи могут воспользоваться «Открытым микрофоном», чтобы тоже прочесть свои любимые стихи Есенина.

Условия участия: бесплатно. Регистрация: https://blagosfera.timepad.ru/event/1063596/

Где:  1-ый Боткинский проезд, д. 7, стр. 1. Благосфера.

Как добраться: метро «Динамо».       

 

19.30 – Стивен Кинг «Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка»

На октябрьской встрече книжного клуба «Дорога к Тёмной Башне» мы обсудим повесть Стивена Кинга «Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка», ставшую одним из наиболее популярных произведений автора благодаря экранизации 1994 года «Побег из Шоушенка».

Впервые повесть была издана в 1982 году в сборнике «Четыре сезона», позже она вошла в сборник «Стивен Кинг идёт в кино».

Действие в этой истории происходит в вымышленной тюрьме Шоушенк в штате Мэн, ставшей впоследствии своеобразной нитью, соединяющей многие произведения писателя. На встрече мы обсудим как книгу, так и фильм по ней.

Преуспевающего банкира посадили в тюрьму Шоушенк, обвинив в убийстве жены. Ему никто не верит, и лишь он сам способен доказать свою невиновность. Но, как и у любого человека, у него тоже есть своя тайна, о которой знает Рита Хейуорт — девушка на плакате...

Встречу проведёт Георгий Снегирёв, куратор книжного клуба, сотрудник отдела художественной литературы и искусства РГБМ.

Условия участия: вход свободный.

Где: ул. Б. Черкизовская, д. 4, корп. 1. Библиотека для молодежи.

Как добраться: метро «Преображенская площадь».

 

ТЕАТР

15.00 – Ко дню рождения Сергея Есенина

Стихи Есенина читает Заслуженный работник культуры России Сергей Ремизов.

В концерте участвуют артисты театра и кино — Эрик Арзуманян, Александр Кузьмичёв, Владимир Прянчин.

Условия участия: вход свободный (по читательским билетам).

Иметь документ для записи в библиотеку.

Где: Сущёвская ул., д. 14. Библиотека искусств им А.П. Боголюбова.

Как добраться: метро «Новослободская», «Менделеевская».

 

19.30 – Спектакль " Я на Шостаковича, 5"

Ироничная история о современных молодых людях. Как выбирают они свой жизненный путь. Нас окружает много людей, друзья, родственники, любимые. Как многие молодые люди ладят со своим окружением. Кто остается, кто уходит. Нам бывает так одиноко. И кто оказывается в эту минуту рядом. Самое главное – это живой человек и его попытка понять себя. Звук или звуки, что мы слышим или произносим — это "Я на Шостаковича, 5".

Условия участия: бесплатно. Регистрация: https://teatr-laboratoriya-ster.timepad.ru/event/1067377/

Где: ул. Таганская, д. 40/42. Театр-лаборатория S.T.E.R.

Как добраться: метро «Таганская».

 

20.00 – Проект Театра.doc и Новой газеты «Я не хочу работать в милиции».

Накануне дня уголовного розыска России — история экс-капитана полиции Руслана Рахаева.
Восемь лет назад отделе полиции, где работал капитан Рахаев, от побоев умер задержанный. По версии оперативников-подчиненных Рахаева — он и забил человека до смерти. Суд над Рахаевым длился семь лет. Семь лет он провел в своей квартире в Черкесске под подпиской о невыезде. От него ушла жена, от Рахаева отвернулись бывшие сослуживцы. Рядом остались только самые близкие.
40 килограммов документов, чтобы доказать невиновность, 47 томов уголовного дела. Бесконечный круговорот судебных заседаний, апелляций, фальсификаций.
О деле Рахаева не раз писала «Новая газета». Режиссёр и правозащитница фонда «Общественный вердикт» Ксения Гагай собрала аудиозаписи, свидетельствующие о том, что произошло с Рахаевым и его близкими. А ещё «Я не хочу работать в милиции» — о фальсификации, о правах человека и немного о технологии пыток. Проект лаборатории Театра.doc и Новой газеты реализован в технике Headphone verbatim (вербатим в наушниках).– За нашу победу!
– За нашу победу, да. Чтоб поскорей вот это всё семилетнее безобразие закончилось. И хорошо закончилось. Ты хорошо сегодня сказал, что, типа, хочу вернуться, приехать домой, и... как же он сказал? «И за семь лет у меня очень много дел накопилось».
Ограничение 18+
Продолжительность: 1,5 часа

Условия участия: вход свободный.

Где: ул. Казакова, д. 8, стр. 3. Театр.doc на площадке «8/3»
Как добраться: метро «Курская».

 

20.00 – Спектакль "Две сестры или Премьера, которая..."

«Две сестры» «Театра, Которого Нет» — это чёрная  комедия о приключениях сестёр, которые в поисках отцовской  могилы угоняют автобус, напиваются на кладбище, отчаянно флиртуют в дансинге и попадают в результате в полицейский участок.

В жизни все существует рядом: рождение и смерть, хохот и слезы, любовь и ненависть. И подчас одно неизбежно следует за другим. «Если уж над смертью нельзя насмехаться, то над чем тогда можно?!» — восклицает одна из героинь. Страх смерти — движущая сила и вектор любой жизни. Возможно, не стоит ее бояться, а лучше вместе с двумя нелепыми старушками посмеяться над смертью и всем, что ее сопровождает: похоронами,  ритуалами и суевериями.

Условия участия: бесплатно. Регистрация: https://svobodniy24.timepad.ru/event/1072129/

Где: Свободный просп., д. 24. Театральный центр «Свободный 24».

Как добраться: метро «Новогиреево».

С 10.00 – IX Полетаевские чтения. «Историческое воображение эпохи позднего социализма (1953–1991)»

Полетаевские чтения — ежегодная конференция ИГИТИ, которая проходит в начале осени и посвящена памяти одного из основателей института, Андрея Владимировича Полетаева (1952–2010).

10.00 Открытие конференции.
Приветственное слово научного руководителя ИГИТИ И.М. Савельевой
10.15 – 11.00 Михаил Габович (Эйнштейн-Форум, Потсдам, Германия) Из чего сделано прошлое: послевоенная мемориализация через призму политэкономии стройматериалов и труда ваятелей

11.00 – 11.45. Анжелина Лученто (НИУ ВШЭ) Визуальные решения для позднего социализма: «реновация» ВДНХ

11.45 – 12.00 Кофе-брейк

12.00 – 12.45 Ирина Каспэ (независимый исследователь) Истории велосипед: историческое прошлое в «песнях под гитару»

12.45 – 13.30 Илья Дементьев (БФУ им Канта, Калининград) В(место) памяти: специфика регионального исторического сознания в Калининградской области

13.30 – 14.30 Обед

14.30 – 15.15. Заал Андроникашвили (Центр литературных и культурных исследований, Берлин, Германия) «Тень на дороге»: позднесоветское грузинское общество и его режимы памяти

14.30 – 15.15. Армен Айвазян (Институт древних рукописей имени Месропа Маштоца, Ереван, Армения) Возникновение новых направлений в армянской советской историографической мысли в 1950-1960-е годы

15.15 – 16.00. Сергей Абашин (Европейский университет в Санкт-Петербурге) Басмачи в советских фильмах: революция, истерн, ориентализм

16.00 – 16.20 Кофе-брейк

17.00 – 17.45 Илья Кукулин (НИУ ВШЭ) Литературные модусы исторической памяти послесталинской эпохи

17.45 – 18.30 Круглый стол «Память для прошлого и будущего?»

Условия участия: бесплатно. Регистрация: Andrew.a.ilyin@gmail.com

С собой необходимо иметь документ, удостоверяющий личность.

Где: ул. Мясницкая, д. 20. Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ), ауд. 311.

Как добраться: метро «Лубянка».

 

С 12.30 – Конференция. Свобода, публичная роль и ответственность интеллектуалов.

4-5 октября 2019 года Сахаровский центр проводит международную конференцию, посвященную проблемам интеллектуальной свободы. 

Исследователи, журналисты и общественные деятели обсудят,  каким образом меняется роль ответственного суждения, в каких условиях формируется независимое критическое высказывание сегодня и какие вызовы для интеллектуалов, представляющих разные идеологические течения, создает общественная, политическая и культурная жизнь в XXI веке.

Конференция пройдет в двух форматах. В первый день будут представлены доклады экспертов и пройдет их обсуждение, второй день состоит из цикла панельных дискуссий.

В конференции примут участие: Александр Архангельский, Борис Буден, Илья Будрайтскис, Татьяна Вайзер, Татьяна Ворожейкина, Михаил Гельфанд, Валентин Гефтер, Борис Грозовский, Борис Долгин, Андрей Захаров, Иван Курилла, Балинт Мадьяр, Кирилл Мартынов, Илья Матвеев, Сергей Медведев, Ирина Прохорова, Дмитрий Тренин, Ральф Фюкс, Ирина Чечель, Теодор Шанин, Константин Эггерт, Григорий Юдин  и другие.

Директор программы - Сергей Лукашевский.

12.30-13.15 Регистрация.

13.15-13.30 Вступительное слово.
Сергей Лукашевский, директор Сахаровского центра.

13.30-15.30 «Холодная война» и ответственность интеллектуалов.
- Владислав Зубок, профессор Лондонской школы экономики и политических наук (Великобритания).
«Номенклатурные интеллектуалы и завершение холодной войны. Вопросы и уроки».
- Дмитрий Тренин, директор Московского Центра Карнеги.
«Роль аналитических центров в российско-американском диалоге».
-Иван Курилла, профессор факультета политических наук и социологии ЕУ (СПб).
«Конструирование “врага”, конструирование себя: образы “Другого” в советском и американском обществе».
- Андрей Захаров, редактор журнала «Неприкосновенный запас: дебаты о политике и культуре&quot», доцент РГГУ.
«1968-1986: студенческая революция и холодная война».
Модератор: Константин Эггерт, журналист.

15.30-16.00 Кофе-брейк

16.00-18.00 Как изменилась публичная сфера: место и роль интеллектуалов в политической и общественной жизни.
- Борис Буден, культуролог, философ (Австрия).
«Интеллектуалы: между элитами и популистами».
- Татьяна Вайзер, преподаватель Института славистики Университета Дрездена (Германия).
«Ставка на моральную честность в публичной переписке российских интеллектуалов 2010х».
- Сергей Медведев, профессор департамента политической науки НИУ ВШЭ, журналист.
«Российская интеллигенция между этикой и политикой».
- Григорий Юдин, профессор Московской высшей школы социальных и экономических наук («Шанинка»).
«"Говорить за себя": Демократия и две теории общественного мнения».
Модератор: Борис Грозовский, экономический обозреватель.

18.00-18.30 Кофе-брейк

18.30-20.30 Типология общественно значимой мысли: актуальность ответов «справа» и «слева» на вызовы современности.
- Ирина Чечель, шеф-редактор “Гефтер.ру”, главный редактор сайта Фонда “Либеральная миссия”.
«Российские либералы: негативность как миссия и клеймо».
- Илья Матвеев, кандидат политических наук, доцент факультета международных отношений и политических исследований Северо-Западного института управления РАНХиГС.
«Наука и политическая ангажированность: "сильный" и "слабый" тезисы».
- Илья Будрайтскис, политический теоретик, преподаватель Московской высшей школы социальных и экономических наук («Шанинка»).
«Воспитание воспитателей: интеллектуалы, народ и политика в наследии Антонио Грамши».
- Алексей Глухов, философ,  доцент школы философии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ.
«Триумф постправды и шансы интеллектуалов». 
Модератор: Григорий Юдин, профессор Московской высшей школы социальных и экономических наук («Шанинка»).

Условия участия: бесплатно. Регистрация: https://www.sakharov-center.ru/node/12671

Где: Земляной вал, д. 57, стр. 6. Сахаровский центр.

Как добраться: метро «Курская», «Чкаловская».

 

18.30 – Семинар «Психология толпы». Лекторий «Будьте здоровы. Разговор с психологом»

Французский ученый Гюстав Ле Бон еще в конце IX в. пророчески отмечал, что грядущий XX век станет эрой толпы. Сегодня, в XXI веке, можно констатировать, что толпа не только не утратила свои позиции, но и усилила их.

Обыватель воспринимает толпу как множество людей, идущих по улицам города, ждущих на остановке, болеющих за любимую команду на стадионе, слушающих концерт, участвующих в карнавале или демонстрации.

Но одного факта случайного пребывания вместе множества людей недостаточно для того, чтобы они прониклись психологией толпы, составляющей единое целое. Образование толпы связано с проявлением у людей определенных свойств.

На семинаре мы рассмотрим виды и свойства толпы, принципы, по которым она формируется и действует, а также эмоциональные состояния и психические процессы, составляющие психологию человека толпы.

В том числе мы обсудим рекомендации, которым необходимо следовать для того, чтобы не быть втянутым в толпу или сделать нахождение там максимально безопасным.

Лекцию-семинар проведет Анна Юдина, психолог Московской службы психологической помощи населению.

Условия участия: вход свободный.

Где: Бобров пер., д. 6, стр. 1, этаж 2. Библиотека им. И.С. Тургенева.

Как добраться: метро «Тургеневская».

 

19.00 – Дискуссия «Причины и контекст начала Второй мировой войны»

Музей истории ГУЛАГа совместно с Польским культурным центром проведёт дискуссию, посвящённую 80-летию начала Второй мировой войны, где польский историк Мариуш Волос и российский историк Владимир Невежин представят свою точку зрения на события, которые привели к одной из самых страшных катастроф ХХ века.
Участники дискуссии расскажут о том, почему Европа, несмотря на печальный опыт Первой мировой войны, оказалась втянута в очередной, еще более кровавый конфликт. Можно ли было избежать его или он стал  закономерным итогом развития международной ситуации в Европе и во всем мире? Как стоит оценивать сегодня  действия руководителей европейских стран и почему система, созданная во время Версальской конференции, не справилась с задачей предотвратить начало следующей войны?
Владимир Александрович Невежин – доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН, специалист по истории СССР в 1930-е и 40-е годы
Мариуш Волос – доктор исторических наук, проректор Педагогического университета им. Эдукационной комиссии в Кракове, в 2007-2011 гг. руководитель Научного центра ПАН в Москве, специалист по истории международных отношений в межвоенный период
Пётр Черемушкин – модератор дискуссии, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник исследовательского центра Ассоциации исследователей российского общества XXI век

Условия участия: бесплатно. Регистрация: http://www.gmig.ru/events/diskussiya-prichiny-i-kontekst-nachala-vtoroy-mirovoy-voyny/

Где: 1-й Самотечный пер., д. 9, стр. 1. Музей истории ГУЛАГа.

Как добраться: метро "Достоевская".

 

19.00 – Лекция по роману "Хунлоумэн" - окно в историю Китая

Дорогие друзья, приглашаем вас познакомиться с классическим произведением, написанным в середине XVIII века писателем Цао Сюэцинем.
Роман «Хунлоумэн» (Сон в красном тереме) - это окно в историю Китая. Акатьева Юлия Михайловна, руководитель лингвистического центра гимназии Эллада, переводчик и востоковед, проведет анализ произведения и раскроет его тайны.
«Сон в Красном Тереме» – подлинная энциклопедия китайской жизни позднего средневековья, где описывается роскошь убранства богатого дворца, его интерьеров, характеры и облик обитателей, прежде всего прекрасных девушек – членов семьи и служанок. Читателей поражают описания любования цветами, полной луной, стихотворных турниров, а также костюмов и различных украшений.
К тематике романа обращались художники, скульпторы, мастера росписи фарфора. Особенно популярны образы нежной Линь Дайюй.
В этом произведении реальность и фантастика переплелись так тесно, что их сложно разделить.

Условия участия: бесплатно. Регистрация: +7 905 538-62-13

Где: ул. Покровка, д. 41. Чайный Клуб Мойчай на Покровке

Как добраться: метро «Красные ворота», «Курская».

 

19.00 – Семинар «Ключевые тексты по истории искусства»

Музей «Гараж» инициирует серию семинаров по чтению ключевых текстов, определивших современное искусствознание.

Отправной точкой семинара является антология Fifty Key Texts in Art History, выпущенная в 2012 году издательством Routledge. Это сборник критических комментариев к наиболее влиятельным текстам по истории и философии искусства и культуры с древнейших времен до конца ХХ века — тем текстам, благодаря которым искусствознание сложилось как интеллектуальная традиция и университетская дисциплина. Над книгой работал авторский коллектив из более чем 30 специалистов по истории и теории искусства из университетов Великобритании и США.

Семинар ставит своей целью неканоническое прочтение канонических для истории искусства статей, в том числе Вазари, Винкельмана, Ги Дебора, Хэла Фостера, Гиты Капур, Рашида Араина, Джудит Батлер и других. Участникам семинара будет предложено прочитать оригинальные статьи критиков и философов и комментарии к ним из антологии — в обратном хронологическом порядке, то есть от поздних текстов к ранним.

Семинары рассчитаны на самостоятельную работу и будут проходить в формате обсуждения текстов, которые необходимо заранее прочесть в соответствии с библиографическим списком для каждой встречи.

О МОДЕРАТОРЕ

Юлия Лидерман — кандидат культурологии, исследователь современного российского искусства, кино и театра, автор книги «Мотивы “проверки” и “испытания” в постсоветской культуре: советское прошлое в российском кинематографе 1990-х годов» (Ibidem-Verlag, 2005). В 2007–2015 годах преподавала на кафедре истории и теории культуры РГГУ. С 2017 года — старший научный сотрудник Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС. Публиковалась в журналах «Новое литературное обозрение», «Синий диван», «Искусство кино», «Знамя», «ДИ».

Условия участия: бесплатно. Регистрация: https://garagemca.org/ru/event/seminar-series-key-texts-in-art-history

Где: ул. Крымский Вал, д. 9, стр. 32. Музей современного искусства «Гараж».

Как добраться: метро «Парк культуры», «Октябрьская».

 

19.00 – История пилотируемой космонавтики

Пилотируемые полёты в космос — одно из главных достижений мировой науки. На лекции мы поговорим о главных вехах развития мировой космонавтики, о запуске первого искусственного спутника Земли, первых живых существах в космосе, первом полёте человека... Расскажем о том, что такое орбитальные станции.

Немаловажная часть лекции — обсуждение перспектив космонавтики в вопросе освоения и исследования объектов Солнечной системы. Поговорим и о роли нашей страны в будущей постройке орбитальной базы на Луне.

Время проведения лекции выбрано не случайно: 4 октября — дата запуска первого ИСЗ, который назывался Простейшим спутником-1 (или ПС-1).

Лекцию проведёт Денис Прудник, сопредседатель молодёжного совета Русского космического общества, старший научный сотрудник Музея космонавтики.

Условия участия: вход свободный.

Где: ул. Б. Черкизовская, д. 4, корп. 1. Библиотека для молодежи.

Как добраться: метро «Преображенская площадь».

 

19.00 – Как читать Библию: история.

Библеист Владимир Стрелов расскажет, как читали Библию в ветхозаветной Церкви, на заре появления христианства и в Средние века.

Как нужно читать Библию? На какие принципы опираться, каким традициям толкования следовать? Этими вопросами задавались во все времена. Каждая эпоха давала свой ответ, и «правильного» не существует до сих пор. Об истории чтения Библии мы поговорим с ректором библейского колледжа «Наследие» В.С.Стреловым.

Условия участия: бесплатно. Регистрация: https://predanie.timepad.ru/event/1076433/

Где: Протопоповский пер., д. 25, стр. 1 (большое желтое здание с куполом, вход с левого, если смотреть с переулка, торца здания).

Как добраться: метро "Проспект Мира".

 

19.00 – «Художники лазурного берега»: Райский уголок Ренуара

Лекторий Франкотеки представляет цикл лекций от клуба любителей искусства Art & the City, рассказывающий о выдающихся художниках, чьи имена связаны с французской Ривьерой.

На второй лекции цикла мы поговорим о певце женской красоты и одном из самых ярких представителей импрессионизма Пьере-Огюсте Ренуаре. Его прелестными купальщицами можно населить весь Лазурный берег. Кажется, Ренуар был рождён, чтобы изображать счастье. Его картины полны света и обаяния. Он считал, что картина должна быть приятной, ведь неприятностей и так хватает в жизни. Зачем же их преумножать? 
Последние годы своей жизни художник провёл в небольшом городке Кань-сюр-Мер недалеко от Ниццы. Голубое небо, лазурное море, живописный сад из оливковых деревьев, прекрасная женщина рядом… Одним словом — рай. Вилла «Колетт» сегодня превращена в дом-музей Ренуара. Здесь все сохранилось, как было при знаменитом хозяине. Мы заглянем в гости к Ренуару, а также вспомним других художников, для которых городок на Лазурном берегу стал творческим раем. 
Лектор: Вера Тимошенко, журналист, магистр международного права, автор тематических туров по Франции, куратор выставок, выпускница МГУ и Сорбонны, вдохновитель проекта «Искусство в Большом городе». 
Проект Art & the City или «Искусство в Большом городе» — это клуб любителей искусства, созданный студентками арт-менеджмента бизнес-школы RMA. Клуб организует творческие мастер-классы, арт-путешествия, лекции по искусству и арт-рынку и другие мероприятия, посвящённые искусству.

Условия участия: бесплатно. Регистрация: https://libfl.ru/ru/event/hudozhniki-lazurnogo-berega-rayskiy-ugolok-renuara-1

Где: ул. Николоямская, д. 1. Библиотека иностранной литературы.

Как добраться: метро «Таганская», «Китай-город».

 

19.30 – Лекция Тимоти Мортона «Возвращая назад экологию в экономику»

В рамках публичной программы к выставке «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100» философ и междисциплинарный исследователь Тимоти Мортон прочитает лекцию об отношениях между экологией и экономикой.

Крайне правые формы национализма переживают подъем, и это связано с экологией, а не только с экономикой. Очевидно, существует риск фашистской реакции на сегодняшнюю экологическую ситуацию, поскольку наряду с экономической ненадежностью — и зачастую в силу тех же причин — люди во всем мире испытывают на себе хрупкость экосистемы.

Вместе с тем многочисленные современные изводы фашизма имеют одно преимущество: они позволяют нам очень ясно перепроектировать логику, этику и политику, исходя из того факта, что экология и экономика связаны между собой. В своей лекции Тимоти Мортон расскажет, на что может быть похожа эта новая конфигурация экологии и экономики, а также в чем состоит ее этика и политика.

Лекция Тимоти Мортона приурочена к выходу его первой книги на русском языке — «Стать экологичным», опубликованной в рамках совместной издательской программы Музея современного искусства «Гараж» и издательства Ad Marginem.

Лекция организована при поддержке компании СИБУР.

О ЛЕКТОРЕ

Тимоти Мортон — профессор кафедры английского языка Университета Райса (Хьюстон, США). Автор книг Ecology without Nature (Harvard, 2007), The Ecological Thought (Harvard, 2010), Realist Magic: Objects, Ontology, Causality (Open Humanities, 2013), Hyperobjects: Philosophy and Ecology after the End of the World (Minnesota, 2013), Nothing: Three Inquiries in Buddhism (Chicago, 2015), Dark Ecology: For a Logic of Future Coexistence (Columbia, 2016), Solidarity with Nonhuman People (Verso, 2017), Being Ecological (Penguin, 2018) и еще восьми книг, а также 200 эссе о философии, экологии, литературе, музыке, искусстве, архитектуре, дизайне и еде. Работы Мортона переведены на 10 языков. Сотрудничал с Бьорк, Лори Андерсон, Дженнифер Уолш, Джеффом Бриджесом, Сабриной Скотт, Олафуром Элиассоном и Фареллом Уильямсом. Соавтор сценария и исполнитель одной из ролей в фильме о глобальном потеплении «Жизнь в прошедшем будущем» (Living in the Future’s Past, 2018).

Условия участия: бесплатно. Регистрация: https://garagemca.org/ru/event/putting-the-ecology-back-in-economy-a-lecture-by-timothy-morton

Где: ул. Крымский Вал, д. 9, стр. 32. Музей современного искусства «Гараж».

Как добраться: метро «Парк культуры», «Октябрьская».

 

20.00 – «Бела Тарр: режиссер Апокалипсиса». Лекция Антона Мазурова.

Бела Тарр — крупнейший на сегодняшний день представитель авторского кинематографа Венгрии и один из самых «сумасшедших» авторов мира, на которых, как на китах, держится черепаха кинематографа. Тарр ушел из режиссуры в 2011 году, сняв свой последний фильм. С этого момента он полностью занят преподаванием, и теперь можно смело говорить о сложившейся «Школе Белы Тарра». Его киноязык ни на что не похож — он герметичен, требует коммуникации и «прочтения». Говорить о кинематографе Бела Тарра интересно и необходимо, на лекции мы познакомимся с жизнью и творчеством этого сложного, концептуального, радикального режиссера.

Лекция пройдет в рамках цикла «Великий кинемо» — лектория по истории и эстетике кино, призванного расширить кругозор любителей кино, студентов и любопытствующих. Обзор истории кино в неразрывной связи с его настоящим. Каждая лекция — монолог и диалог, разговор и спор, обсуждение и обмен мнениями.

Лектор — Антон Мазуров, кинокритик, историк кино и дистрибьютор; работал в Центральном музее кино, кинообозревателем «Независимой газеты», как сценарист программы «Это кино» на «Первом канале»; автор курса публичных лекций по истории зарубежного неигрового кино в Центре документального кино (ЦДК) в Москве, лектор в московском филиале New York Film Academy.

Условия участия: бесплатно. Регистрация: http://nekrasovka.ru/afisha/04-10-2019/1834

Где: ул. Бауманская, д. 58/25, стр. 14. Библиотека им. Н.А. Некрасова, Арт-пространство.

Как добраться: метро «Бауманская».

 

18.00 – А упало, Б пропало. Словник советской цензуры.

Приглашаем на закрытие выставки «А упало, Б пропало. Словник советской цензуры», рассказывающей о цензурных практиках в СССР с первых шагов советской власти и до последнего ее дня.

Выставка освещает семь десятилетий власти цензуры: отретушированные фотографии, протоколы изъятия, книги со штампами спецхранов, фильмы, положенные на полку, сломанные судьбы... Но большое давление всегда рождает протест, и на выставке также можно увидеть примеры сопротивления цензуре. 

Во время закрытия планируются выступления Посла Федеративной республики Германия в России Гезы Андреаса фон Гайра, руководителя Фонда Фридриха Эберта в России Пеера Тешендорфа, научных консультантов выставки Ирины Щербаковой и Бориса Беленкина.

После приглашаем всех на заключительную экскурсию по выставке.

«А упало, Б пропало. Словник советской цензуры»

Куратор – Марина Савранская
Научные консультанты – Борис Беленкин, Анна Булгакова, Ирина Щербакова
Художественное решение – Василина Харламова
Графический дизайн – Ирина Кошелева
 Партнер проекта – Фонд имени Фридриха Эберта в Российской Федерации

Выставка организована при финансовой поддержке программы Европейская инициатива по Демократии и Правам Человека Европейского Союза

Условия участия: бесплатно. Регистрация: https://www.memo.ru/ru-ru/events/calendar/659#table

Где: ул. Каретный ряд, д. 5/10. Зал общества «Мемориал».

Как добраться: метро «Чеховская», «Маяковская», «Цветной бульвар».

 

19.00 – Открытие выставки Игоря Волкова «Незаметная окраина».

В Библиотеке Путешествий состоится открытие новой выставки фотохудожника и путешественника Игоря Волкова (Igor Wolf).
В этот день мы встретимся с автором и поговорим о современной деревне, о Татарстане, о проблемах окраин больших городов и о том, что мы можем сделать, чтобы глубинка смогла сохранить самобытность, прекрасную природу и своих жителей.

"С самого детства я люблю приезжать в деревню, которая находится на окраине Спасского района Татарстана. Сначала это были самые обычные поездки на лето к бабушке, но потом, годы спустя, они перестали быть такими беззаботными. Я начал замечать, что на моих глазах деревня меняется: жителей становится все меньше, а некоторые дома и здания безвозвратно исчезают. Возможно, я бы мог начать фиксировать деревню раньше, и тогда многое из утраченного ныне сохранилось бы на моих снимках, но тогда я был юн и думал, что всё это вечно и никуда не уйдет, однако это оказалось не так. Мысли о том, как же всё-таки можно сохранить в памяти родные и милые сердцу места, постепенно стали закрадываться мне в голову: пусть люди уедут, а дома исчезнут, но я же могу как-то это сохранить для истории.

Я снимаю деревню не так давно. Началось всё с того, что два года назад я взял с собой фотоаппарат и глядя через объектив, осознал знакомые места совершенно другими. Мне начали раскрываться вещи, которые ранее я не замечал. Вот девочка спешит куда - то по своим делам, идет дождь, и ветер растрепал её волосы. Я делаю фотографию на бегу, но плёнка ловит её искренний взгляд. Или вот заброшенный дом, окна которого частично выбиты, и занавеска колышется ветром. Я захожу внутрь, где еще остались какие- то вещи. Ставлю камеру, замеряю свет. Щелчок затвора – и интерьеры дома со всей его утварью: кроватью, иконой в углу и покосившейся печью - навсегда остались на негативе. Утром я сажусь на велосипед и еду куда-то. Вижу, как просыпается деревня, начинает жить своей жизнью, и все, что встречается мне на пути, я фиксирую: как дети учатся в сельской школе, как кто-то пасет коров или как кто-то спешит в магазин за свежим хлебом. Стараюсь всех жителей фотографировать такими, какие они есть, и там, где я их застал. В домах я тоже ничего не трогаю. Возможно, кто- то заметит, что деревня у меня не такая, какую её привыкли видеть из крупных городов – мрачной и бесперспективной. Посмотрите на мои фотографии: на них все, что я запечатлел, не кажется каким-то безнадежным. Люди там добры и гостеприимны. У детей открытый взгляд и они веселы. А сельская школа уютна и выглядит как второй дом, хотя ученики идут туда на занятия с грустными лицами. По вечерам в сельском доме культуры бывают дискотеки, куда приходят все те же школьники: лихие парни в поисках подруги или томные девицы из соседнего села. Деревня стала для меня вторым домом, из которого уезжаю я с огромной грустью.

 Также деревня для меня – это яркий показатель триумфа природы. Ведь именно она, забытая и, казалось бы, невзрачная, является границей между человеком и природой, и именно она показывает нам, как человек может гармонично сосуществовать с окружающим миром, аккуратно вступая в него. Сам же Спасский район – это километры полей сельскохозяйственного ландшафта и лугов. Лишь изредка где-то вдали мелькают полосы лесов и перелесков. Бескрайние горизонты и бескрайняя свобода! Есть заброшенные деревни, в которых уже нельзя встретить ни души, и, в целом, идет общая тенденция на отток населения в крупные города. Подростки, оканчивая школу, зачастую уезжают учиться и приезжают лишь на выходные. И хотя они хвалятся своим пребыванием в городе, в глазах их зачастую читается грусть по родительскому дому. Жители же, которые когда- то переехали в другие края, иногда возвращаются на свою малую родину, ищут свой дом, и при встрече обязательно рассказывают о своем доме, о том , как они грустят, и просят при случае сфотографировать их брошенный дом или тот холмик, что от него остался.

Для перемещения я использую лишь велосипед, хотя с ним я лишен большой мобильности и не могу уехать далее чем на несколько деревень, но велосипед позволяет мне легче контактировать с людьми. Так, например, проезжая по старой дороге через луга и поля, я не пропущу пастуха, который расскажет мне какую- то историю, и я смогу его сфотографировать. Для съемки же я использую камеру большого и среднего формата, и в основном черно-белую пленку. Почему в основном её – да потому что обработать её легче, а портреты получаются выразительней".
Игорь Волков

Условия участия: вход свободный.

Где: Красногвардейский бульвар, д. 1. Библиотека путешествий.
Как добраться: метро «Улица 1905 года», «Выставочная».

Информации пока нет

ДЕТЯМ И О ДЕТЯХ

Информации пока нет